22 march 2013

22032013 Moscow, Art-garbage

First review is by Impaler in russian:

 

Vespero и Human Factor: Подводные миры

Астраханцы Vespero приезжают в Москву нечасто – где-то раз в год. Трудно подгадать так, чтобы свободные от работы дни и отпуска у всех совпали. Финансово эти поездки совершенно абсурдны – окупить таким образом гастроль невозможно, но и в занятиях такой неортодоксальный музыкой, как спэйс- и краут-рок, надеяться на это бессмысленно. Так что всё в порядке.

При этом речь не идет о какой-то заурядной группе из провинции. Vespero, выпустив уже четыре альбома на лейбле RAIG с международной дистрибьюцией, получили массу хороших отзывов на западных сайтах, из которых известнейший progarchieves не раз называл астраханцев группой месяца и помещал во всевозможные "топы". Да и звучат они не как клоны, а вполне самостоятельно. Каждый диск группы – новый мир и новый творческий поиск. Особенно самый свежий, "Subkraut", в котором они реконструировали миф о немецких подводных лодках, бороздящих просторы подземных озер Антарктиды. В конце концов, родина краут-рока – именно Германия, хоть сейчас он развивается и повсюду.



Зная "Весперо", надо понимать – эта группа всегда в движении. То холодное и вязкое сабкраутовское звучание осталось в прошлом (году), на предыдущих концертах, теперь команда начала другой интересный эксперимент – одновременно с длинными и сложными прог-роковыми композициями и фолк-инструментами. Гитарист Александр Кузовлев на нескольких вещах взял в руки... мандолину, клавишник Алексей Клабуков переключился на гитару, и таким образом команда зазвучала более грязно, отвязно и по-рокерски. Конечно, в этом по-прежнему много космоса – особенно когда Кузовлев играет на мандолине смычком. Звуки поистине... мм... не буду говорить какие.
Это были вещи, еще готовящиеся к изданию – кстати, в этом команда сродни поздним King Crimson, у которых композиции "вызревали" в ходе турне и лишь потом фиксировались на записи. Разумеется, было кое-что и из "Subkraut" (медленно набирающая силу вещь "Selecting Target" с гипнотическим "пиканием" ноутбука), и более старые "хиты" типа "Lino" и "Tall Tree".




По традиции в московском концерте принял участие уникальный виолончелист Владимир Белов – парадоксально, что в своём родном Питере он сыграть с группой не смог, ибо был занят в турне с Theodor Bastard. Специально ради Москвы он прилетел (!) на этот концерт из Казани, а потом отправился на поезде в Нижний Новгород. Вот какие подвиги – и ради очень короткого сета, из которого вдобавок были вычеркнуты несколько вещей. Говорят, из-за технических проблем в клубе, задержавших саундчек.
Конечно, клуб "Запасник" – очень странное место, выбранное для этого концерта скорее от безысходности. Бесчисленные прокуренные закоулки ресторана и маленький закуток с клубом, и, понятно, музыка и звук там на третьих-четвертых ролях.



Со звуком как раз было "все сложно" на Human Factor. Команда барабанщика Кости "Штирлица", как раз и организовавшего этого концерт ради астраханских друзей, играла в роли хедлайнера и показала свой вполне качественный сет, правда, на поистине оглушающей громкости. И это – даже для моих ушей, привыкших и к экстремальному металлу. Но что хорошо для дэт-метала, то плохо для спэйс/прог-рока. Так что многие предпочли слушать группу из соседнего зала. А музыканты, и особенно бас-гитарист Александр Мещеряков, дали волю своим хэви-металлическим пристрастиям и "рубились", словно они на сцене с Iron Maiden. Было весело. С Vespero москвичи, хоть и родственники по жанру – сущие антиподы по тому, что происходит на сцене. У "Человеческого фактора" композиции – практически песни с гитарой или клавишными в роли "голоса", как показалось, полностью "расписанные" и зафиксированные. Слушая их и держа в голове альбомные версии, уже заранее знаешь, что произойдет в следующие пару минут. Даже вызубрив наизусть все студийные и живые релизы Vespero, на их концерте будешь себя чувствовать как в первый раз. Так что ждем через год – а может быть, и раньше!

Владимир ИМПАЛЕР (link)